Законодательная техника Таджикистана

Законодательная техника

В Таджикистане согласно Конституции народ является носителем суверенитета и единственным источником государственной власти,  которую  осуществляет непосредственно, а также через своих представителей.

Высшим непосредственным   выражением   власти   народа   являются общенародный референдум и выборы.

Референдум Республики  Таджикистан  -  всенародное голосование по наиболее важным вопросам государственной и общественной жизни.

Решения, принятые   всенародным   референдумом,  обладают  высшей юридической силой, в каком-либо утверждении не нуждаются и обязательны для применения на всей территории Таджикистана.

Порядок проведения референдума в Таджикистане определен Конституционным законом Республики Таджикистан «О референдуме Республики Таджикистан».

Согласно Конституции Республики Таджикистан право законодательной инициативы  принадлежит:

  • члену Маджлиси милли
  • депутату Маджлиси намояндагон
  • Президенту Республики Таджикистан
  • Правительству Таджикистана
  • Маджлису народных депутатов Горно-Бадахшанской автономной области

Право законодательной  инициативы осуществляется в форме внесения проектов новых законов Республики  Таджикистан,  проектов  законов  об изменениях или отмене норм действующих законов Республики Таджикистан, а также в  форме  письменных  предложений  о  принятии  новых  законов Республики  Таджикистан  или  внесении  изменений в действующие законы Республики Таджикистан (законодательные предложения).

В соответствии с Постановлением МН Маджлиси Оли Республики Таджикистан «О регламенте Маджлиси намояндагон Маджлиси Оли Республики Таджикистан»  право    законодательной инициативы принадлежит также Конституционному   суду  Республики Таджикистан,  Верховному  суду  Республики Таджикистан и Высшему экономическому суду Республики Таджикистан по вопросам,  относящимся к их компетенции.

Член Маджлиси  милли  и  депутат  Маджлиси  намояндагон  обладают правом законодательной инициативы.

Согласно Конституционному закону Таджикистана «О правовом статусе члена Маджлиси милли и депутата Маджлиси намояндагон Маджлиси Оли Республики Таджикистан» право законодательной инициативы осуществляется в форме  внесения проектов  новых  законов  Республики  Таджикистан,  проектов законов о внесении изменений и дополнений или отмене норм действующих законов, а также   в  форме  письменных  предложений  о  принятии  новых  законов Республики  Таджикистан  или  внесении  изменений   и   дополнений   в действующие    законы    Республики    Таджикистан    (законодательные предложения). Законопроекты и  законодательные  предложения,  внесенные  членом Маджлиси милли  и  депутатом  Маджлиси  намояндагон  в  порядке  права законодательной    инициативы,    должны    рассматриваться   Маджлиси намояндагон.

Правительство Республики Таджикистан представляет на рассмотрение Маджлиси Оли Республики Таджикистан социально-экономические программы, вопросы  выдачи  и  получения государственных кредитов, оказания экономической помощи другим  государствам,  проект  государственного бюджета  и  возможного  размера  дефицита  государственного   бюджета, источников его покрытия.

Члены Правительства  вправе  участвовать на сессиях Маджлиси Оли, заседаниях его Президиума, комитетов и постоянных комиссиях, выступать по   вопросам, касающимся  функционирования  соответствующих  органов исполнительной власти и давать   необходимую информацию по рассматриваемым вопросам.

Правительство обеспечивает исполнение законов и решений  Маджлиси Оли Республики Таджикистан.

Проекты законов  и  законодательные  предложения  направляются  в порядке  реализации  права  законодательной  инициативы  и  в Маджлиси намояндагон.  Законопроект об амнистии вносится в Маджлиси намояндагон Президентом Республики Таджикистан. Законопроекты об  установлении  и  отмене  налогов   вносятся   в Маджлиси намояндагон Правительством Республики Таджикистан. Проекты законов  и  законодательные  предложения,  поступившие  в Маджлиси   намояндагон,   направляются  Советом  Маджлиси  намояндагон соответствующим  комитетам  и  комиссиям  или   другим   органам   для предварительного  рассмотрения,  дачи  заключения и подготовки вопроса для рассмотрения на заседаниях Маджлиси намояндагон.

Обсуждение  законопроекта  в  комитетах,  комиссиях   Маджлиси намояндагон проходит,  открыто,  с приглашением представителя субъекта права законодательной инициативы, внесшего законопроект.

Осуществляя законодательную    власть,    Маджлиси    намояндагон принимает:

  • конституционные законы Республики Таджикистан;
  • законы Республики Таджикистан;
  • постановления.

Закон   принимается большинством  голосов от общего числа депутатов,  если иной порядок не предусмотрен Конституцией.

Принятый Маджлиси    намояндагон    закон,    кроме   законов   о государственном бюджете,  о  помиловании,  представляется  в  Маджлиси милли  для  одобрения.  Законы  о  государственном  бюджете и амнистии принимаются  только   Маджлиси   намояндагон.   Маджлиси   намояндагон осуществляет  контроль  за  исполнением  государственного  бюджета Маджлиси милли  одобряет закон большинством голосов своих членов. В случае отклонения закона Маджлиси милли,  закон подлежит  повторному рассмотрению в Маджлиси намояндагон. В случае несогласия  Маджлиси  намояндагон  с  решением  Маджлиси милли закон считается принятым, если при повторном голосовании за него проголосовало не менее двух третей от общего числа депутатов  Маджлиси намояндагон.

Конституционные законы  принимаются по вопросам,  предусмотренным Конституцией.  Конституционные законы принимаются не менее  чем  двумя третями  голосов  от  общего  числа  депутатов  Маджлиси намояндагон и одобряются не менее чем двумя третями голосов от общего  числа  членов Маджлиси милли. В случае несогласия  Маджлиси  намояндагон  с  решением  Маджлиси милли  конституционный  закон  считается принятым,  если при повторном голосовании за него проголосовало не менее двух третей от общего числа депутатов Маджлиси намояндагон.

Принятые Маджлиси  намояндагон и одобренные Маджлиси милли законы в недельный срок со дня их принятия направляются Президенту на подпись и обнародование. В случае, если Президент не согласен с законом или его частью, то он  в  течение пятнадцати дней возвращает его со своими возражениями в Маджлиси  намояндагон.  Маджлиси  милли  и  Маджлиси   намояндагон   в установленном   Конституцией  порядке  повторно  рассматривают  данный закон.  Если при повторном рассмотрении закон будет  одобрен  в  ранее принятой  редакции большинством не менее двух третей голосов от общего числа  членов  Маджлиси  милли  и  депутатов   Маджлиси   намояндагон, Президент в течение десяти дней подписывает закон и обнародует его. При рассмотрении  возвращенного  Президентом  закона,   принятого ранее  Маджлиси  намояндагон  двумя третями голосов,  Маджлиси милли и Маджлиси намояндагон повторно одобряют  закон  большинством  не  менее двух третей голосов.  Если Президент возвращает конституционный закон, Маджлиси милли и Маджлиси  намояндагон  в  установленном  Конституцией порядке  повторно  рассматривают  данный  закон.  Если  при  повторном рассмотрении конституционный закон  будет  одобрен  в  ранее  принятой редакции  большинством не менее трех четвертей голосов от общего числа членов Маджлиси милли и депутатов Маджлиси  намояндагон,  Президент  в течение  десяти  дней  подписывает  конституционный закон и обнародует его.

Статья подготовлена специалистами ООО "СоюзПравоИнформ".
© СоюзПравоИнформ. При перепечатке ссылка на источник обязательна.

«Перестав быть единым целым, мы остались соседями.
И нас гораздо больше связывает, чем разъединяет.
Единое правовое пространство позволяет лучше понять друг друга»

© СоюзПравоИнформ    Контакты